Евразийская конференция «Полимерные трубопроводные системы», которую организовали Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) и CREON Energy, частично оттянула на себя внимание главных российских производителей труб от выставки Ruplastica-2023. Организаторам удалось затронуть, пожалуй, самые острые темы: обеспеченность сырьем в условиях роста рынка и борьбу с фальсификатом.
В 2023 году интенсивной рост трубной промышленности должен продолжиться теми же темпами, что и в 2022 году. Производители сырья обещают покрыть растущий спрос и импортозаместить специфические марки, ранее не производившиеся в РФ. А госорганы просят участников рынка активизировать борьбу с фальсификатом. В этом должен помочь и новый ГОСТ для полимерных труб, принятый накануне конференции. Однако ему оказались рады не все.
На открытии конференции первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Ломакин, хотя и общался по видеосвязи, сразу задал тон обсуждению. По его словам, прошлый год был рекордным и по дорожному строительству, и по вводу жилья. В этом году планы также масштабные, а это означает, что продолжится рост и смежных отраслей, в том числе трубопроводных систем.
Интенсивный рост рынка полимерных труб в России продолжается третий год подряд. С 2017 по 2020 темпы его прироста колебались в диапазоне 2 — 4%. Но в 2021 году, по информации Росстата, темпы резко выросли, и общий объем выпуска труб составил 912 тыс. тонн. Официальных цифр за 2022 года пока нет, но Мирон Гориловский, генеральный директор Группы ПОЛИПЛАСТИК (производит более четверти от всего объема полимерных труб в РФ) считает, что объемы производства вплотную приблизились к 1 млн тонн. Дарья Шевякина, заместитель директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ, отметила, что полимерные трубы — это единственное направление, которое показало в прошлом году рост в переработке полимеров.
Соответственно сходными темпами росло и потребление трубных полимеров. В 2022 году в России оно достигло 810 тыс. тонн. Годовой прирост составил 18% (с 685 тыс. тонн по итогам 2021). Темпы увеличения объемов оказались на уровне 2021 года. Такие данные привел на конференции СИБУР.
2/3 в общем объеме трубных полимеров занимает полиэтилен марок ПЭ100. В 2022 году в РФ было переработано 548 тыс. тонн этого полимера. Относительно 2021 года объемы потребления ПЭ100 в России выросли на 30%, с 422 тыс. тонн в 2021 году. Крупнейшим производителем ПЭ100 в России является компания СИБУР. Также в РФ ПЭ100 производят «Газпром нефтехим Салават» («Газпром») и «Ставролен» (входит в группу «Лукойл»). Доля импорта в прошлом году оценивается менее 10%. При этом в прошлом году объемы производства СИБУР росли быстрее темпов прироста рынка. Выпуск ПЭ100 черной марки увеличился на 53%, до 315 тыс. тонн, а натурального ПЭ100 — на 43%, до 100 тысяч тонн.
В 2022 году часть специфических трубных марок полимеров по-прежнему поставлялась из-за рубежа.
— На сегодня в России есть, в первую очередь, проблема с окрашенными марками RC (синей и желтой), в принципе с материалами RC, и PEX — сшитый полиэтилен который в России вообще не производят, — рассказал Мирон Гориловский.
Впрочем, как выяснилось в ходе конференции, СИБУР готовится импортозаместить окрашенные марки RC. Вывод запланирован на второй квартал 2023 года. Об этом на Евразийской конференции «Полимерные трубопроводные системы» рассказала Юлия Румянцева, руководитель отраслевых продаж сегмента «Строительство» компании.
— Сегмент труб по определенным типам решений был сильно импортозависим. Что мы как производитель полимеров можем сделать в текущей ситуации и как можем поддержать рынок и переработчиков? Конечно же, своевременно выводить на рынок новые решения и обеспечивать растущий рынок, растущий спрос переработчиков достаточным объемом полимеров трубных марок. В этом году мы диверсифицируем перечень марок. Еще в 2022 году мы получили марку блок-сополимера полипропилена, которая позволяет делать специальные трубы для систем водоотведения. Наша задача в 2023 году расширять параметры характеристик этой и других марок, которые будут позволять делать трубы для различных сегментов и условий прокладки, — дополнила Румянцева.
В условиях роста потребностей в трубных системах заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Ломакин просил участников рынка обратить особое внимание на борьбу с фальсификатом.
— Всегда бывает так, что когда идут галопирующие скачки развития, резкие увеличения объемов потребления, оживает так называемый «серый рынок», появляется много некачественных материалов, — напомнил он.
Действительно для трубного рынка эта проблема обострилась в 2022 году на фоне роста спроса на трубный полиэтилен и одновременно возникших проблем, связанных с санкционным давлением. Ряд производителей в моменте испытывали трудности с закупкой трубных марок, так как большинство продаж шли по предзаказам.
Мотивируя проблемы с производством труб дефицитом полимеров, отдельные производители предложили смягчить требования к трубным системам, например, разрешить использование не трубных марок в том числе и для напорных труб. Впрочем, многие участники рынка оценили ситуацию 2022 года иначе.
— У нашей компании больших трудностей с сырьем в прошлом году не было, потому что мы на рынке работаем достаточно давно, и у нас налажены контакты как производителями, так и с официальными дилерами производителей на территории Российской Федерации. Также мы достаточно свободно получаем сырье из-за рубежа. Это касается и Ирана, и Кореи, и Азербайджана, — рассказал Марат Едиханов, заместитель генерального директора «Казанского трубного завода».
Мирон Гориловский считает, что недостаток полимеров был скорее поводом, а истинной причиной, толкнувших ряд производителей на призывы к снижению качества, в первую очередь, было стремление снизить свои затраты.
Опасность фальсифицированной продукции в России коротко, но емко обрисовал генеральный директор АПТС Владислав Ткаченко.
— Проблема фальсификата — это общая проблема для промышленности России, а выливается она в то, что проводку в зданиях замыкает, что во время пожара пожарные не могут подать воду с достаточным давлением для тушения, что штукатурка сыпется. Это все последствия применения фальсификата, — сказал он.
Алексей Медников, помощник зампреда правительства РФ Дениса Мантурова, считает, что борьбе с фальсификатом мешает, во-первых, снижение или отсутствие надзора. С июля 2021 года отсутствует надзор за продукцией, которая подлежит обязательной сертификации. К ней относится и трубная продукция. Во-вторых, есть проблема и с самой сертификацией: кто и как ее делает. При этом он полагает, что регламенты производств слишком многочисленны и запутанны, что делает их крайне неудобными для исполнения производителями. Медников рассказал, что Минпромторг планирует систематизировать их и свести в единые электронные базы. К формированию таких баз он пригласил и участников рынка. Наконец, необходима реформа стандартов продукции.
Елена Саратцева, заместитель руководителя Российской системы качества «Роскачество», считает, что начинать нужно вообще с самых базовых вещей. Первым делом необходимо сформулировать само понятие фальсификата и закрепить его на законодательном уровне.
В отношении трубных полимерных систем Мирон Гориловский уверен, что под фальсификат должен попадать четкий перечень продукции.
— Трубный фальсификат может быть двух видов. Первый — когда применяется сырье, несертифицированное для производства труб. Второй — это применение вторичного сырья там, где оно не имеет права применяться. В основном речь идет о напорных системах. Для газа и воды, например, его использование категорически запрещено, — считает он.
Борьбе с фальсификатом призван помочь новый ГОСТ для полимерных труб, будто приуроченный к конференции и вступивший в силу в день ее проведения. Если в 2022 году ряд производителей призывали смягчить требования ГОСТа, то в реальности он оказался более строгим и четче описывающим правила работы производителей труб.
— В ГОСТе более четко сформулировано, что такое композиция, из чего она состоит, описаны требования к ней, указано, что в композиции, например, необходимо применять только классифицированный черный ПЭ100 для внешнего слоя и только классифицированный натуральный ПЭ100 для внутреннего слоя многослойных труб. Нет двусмысленности определения композиции. Гораздо четче прописаны требования к маркировке труб: производитель обязан написать полное торговое наименование. Внесены понятные требования к испытаниям. Появилось требование к RC-сырью, стойкому к растрескиванию. Появилось требование исследовательской доказательности срока службы трубы в 100 лет, — поясняет ключевые нововведения Владислав Ткаченко из АПТС, который принимал непосредственное участие в обсуждении нового ГОСТа.
Юлия Румянцева из СИБУР считает, что новый ГОСТ поможет и регулированию, и развитию рынка как труб, так и трубных полимеров.
— В новом ГОСТе для полимерных труб расширены типы труб, классифицированы области их применения, обозначены новые инновационные решения, в том числе для многослойных труб, что позволяет увеличить срок бесперебойной работы полимерных труб до 100 лет, — подчеркнула она.
Марат Едиханов, заместитель генерального директора «Казанского трубного завода», полагает, что новый ГОСТ может привести к уходу с рынка мелких компаний, которые не смогут нести повышенные затраты, связанные с ужесточением правил работы. В то же время, по его мнению, уходить, в первую очередь, будут так называемые «гаражники» — кустарные производители фальсификата, которые сбивали цены на трубы на локальных рынках за счет использования сырья сомнительного происхождения. А от этого страдали все добросовестные игроки.
Борьбе с фальсификатом могла бы помочь обязательная цифровая маркировка трубной продукции. В настоящее время ведется разработка предложений по ее внедрению. Правда у участников конференции возникла масса вопросов к такой системе: как отслеживать сырье, на каком этапе маркировать трубу, как отделять разные партии сырья в одной партии трубной продукции, во сколько обойдется ее внедрение производителям и т.д. Однако Владислав Ткаченко считает, что в разрабатываемой системе, как минимум, технические проблемы будут решены. Планируется, что в основу маркировки труб ляжет технология маркировки, уже отработанная для кабельной отрасли. В любом случае, перспективу внедрения такой маркировки он оценивает не ранее, чем в 1,5 — 2 года.
Пока же добросовестные участники рынка могут самостоятельно вести борьбу с фальсификатом. Например, им предлагается проходить добровольную сертификацию. АПТС также старается работать и в информационном поле. Ассоциация запустила телеграм-бот для проверки продукции на принадлежность к фальсификатам.
На 2023 участники рынка, и представители органов власти прогнозируют продолжение роста спроса на трубы, а значит и на трубные полимеры. Александр Ломакин, первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства отметил, что перед отраслью стоит задача перевыполнить показатели 2022 года по вводу дорог и жилья. Эти объекты должны быть обеспечены всей необходимой инженерной инфраструктурой.
— Это значит, что объемы потребления полимерных трубопроводов будут увеличиваться. В этом году мы особое внимание планируем уделить модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, — спрогнозировал он.
Также участники рынка считают драйверами роста в 2023 году федеральную программу газификации, отдельные инвестпроекты в нефтегазозимии, в которых используется большой объем трубных систем, госинвестиции в трубопроводные сети соседнего Казахстана, а также рост потребления полимерных труб в новых сегментах: сельском хозяйстве, кабелезащите, строительстве промышленных объектов.
В Группе ПОЛИПЛАСТИК предполагают, что производство труб в 2023 году в России может вырасти на 15%. При этом, по прогнозам СИБУР, спрос на трубный полиэтилен будет расти быстрее — на 23%, судя по востребованности этого полимера и динамике прошлых лет.
— Совершенно уверенно могу сказать, что мы даже повышенный по отношению к 2022 году спрос можем удовлетворить. Мне очень радостно слышать от представителей правительства слова о единой задаче для рынка, связанной с удовлетворением нужд жилищно-коммунального хозяйства. Здесь каждый должен исполнять свой номер, у каждого есть подзадачи. И сегодня мы услышали, что каждый их понимает. То, что требуется от нас — стабильный выпуск нужного рынку объема качественной продукции (как полиэтилена, так и пропилена), мы выполним, — заявил участвовавший в конференции по видеосвязи член правления СИБУР Павел Ляхович.
Отвечая на вопрос из зала, за счет чего будет обеспечен выпуск почти полумиллиона тонн черного ПЭ100 в 2023 году, представители компании отметили, что такой объем позволяют сделать даже мощности одного «ЗапСибНефтехима».
Наконец, некоторых производителей труб интересовал вопрос о возможности продажи трубного полимера через биржевые площадки. Дарья Шевякина, заместитель директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ, рассказала, что ведомство еще год назад подавало предложения в ФАС, но пока решения нет. Дискуссию прервал Мирон Гориловский, который рассказал, что в мире вообще нет опыта реализации трубных марок через биржу. Опрошенные RUPEC производители труб сомневаются, что такой механизм будет рабочим и что он пойдет на пользу мелким и средним игрокам в условиях, когда число продавцов крайне ограничено, а спрос растет. А при имеющейся системе продаж в прошлом году, несмотря на повышенный спрос, подорожания трубных полимеров фактически не произошло. Более того, цены на трубные марки полиэтилена в июне — августе даже снизились на 13 — 14% и остались на таком уровне до конца 2022 года.