Двадцать девять сантиметров на пиксель — такова разрешительная способность среднего видеоснимка из космоса. С подобным качеством пока невозможно рассмотреть номер машины, а вот чрезвычайные экологические происшествия, например слив предприятием стоков или нефтяной разлив,— запросто. «Роскосмос» уже не раз предлагал ввести систему штрафов по фотографии — точно такую же, как сегодня существует для нарушителей ПДД. Именно космические снимки позволили уточнить последствия разлива нефти в августе текущего года в Новороссийске, происшедшего при погрузке греческого танкера Minerva Symphony. «Ни одна компания ни в одной стране мира не может гарантировать безаварийную работу,— сказала председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина на недавнем круглом столе "Уроки ликвидации последствий резонансных аварий в нефтегазовом секторе в 2021 году".— Другой вопрос, как бизнес реагирует на запросы общества во время кризисных ЧП». Положительными изменениями в российской нефтяной отрасли эксперты круглого стола назвали готовность крупного бизнеса к открытому диалогу с обществом и стремление применять новейшие технологии как для предотвращения разливов нефти, так и при ликвидации аварий. Правда, с учетом российской специфики.
В России одна из самых протяженных систем трубопроводов в мире. Если сложить магистральные, промысловые и распределительные нефтепроводы, получится невероятное расстояние в сотни тысяч километров. При этом климатические и географические условия пролегания трасс, мягко говоря, не самые простые. В советское время трубы в нефтянке меняли планово независимо от их состояния, а вот в турбулентные 1990-е об этом благополучно забыли. В итоге сегодня, по некоторым экспертным оценкам, порядка 75% фонда нефтепроводов по стране можно считать устаревшим. Это особенно печально, учитывая, что когда-то Россия была «законодателем мод» трубопроводного транспорта: саму идею подобного способа перекачки нефти предложил и разработал Дмитрий Менделеев.
Но вот что на что менять, остается открытым вопросом. На Западе в 1990-е годы металлические трубы начали активно заменять полимерными: они менее подвержены коррозии, более долговечны и позволяют создавать надежные гибкие соединения. В США, например, таковых порядка 90% трубопроводов полимерные. В России полимерные трубы пока используются в основном как эксперимент, хотя и удачный. О положительном опыте применения полимеров в нефтяной отрасли неоднократно говорили эксперты компании ЛУКОЙЛ, которая одной из первых начала использовать новые технологические решения. Неметаллические трубы, например, уже применяются на объектах РИТЭК (научно-технический полигон, который специализируется на разработке, испытаниях и внедрении новых технологий) в Волгоградской области и на объектах «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», «ЛУКОЙЛ-Коми» и «ЛУКОЙЛ-Пермь».
По мнению аналитиков, внедрение полимеров поможет снизить стоимость продуктов нефтегазодобычи, учитывая, что за последние четыре года стальные трубы подорожали на 30%. Провести более масштабную замену труб на инновационные до сих пор было невозможно из-за отсутствия законодательной базы. Лишь недавно в Минэнерго РФ была создана межведомственная рабочая группа для разработки государственных стандартов по использованию полимерной трубной продукции, и это должно коренным образом изменить ситуацию. В работе приняли участие эксперты министерства и бизнеса, в том числе представители ЛУКОЙЛа, который управляет развитой промысловой трубопроводной системой в России протяженностью почти 50 тыс. км. Это больше, чем окружность Земли по экватору. В 2020 году компания заменила 2,3% трубопроводов, это более 1100 км.
Источник: Коммерсант