На очередном заседании 12 июля Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» с новым наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
Так называемый законопроект об альтернативной котельной определяет основные принципы новой целевой модели рынка тепловой энергии. Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) наделяется расширенными полномочиями, усиливается контроль, в том числе антимонопольный, за деятельностью ЕТО.
По мнению разработчиков, переход к данной модели должен устранить основные причины проблем в отрасли: избыточное регуляторное давление, отсутствие долгосрочного тарифного регулирования, неправильную ценовую политику, построенную во многом на перекрестном субсидировании тепла и электроэнергии, нечеткое распределение ответственности за качество и надежность теплоснабжения. Итогом реформы должны стать увеличение притока инвестиций в теплоснабжение, его модернизация, снижение технологических потерь и, в конечном итоге, повышение надежности и эффективности, в том числе, экономической, систем теплоснабжения.
Принятый Госдумой в первом чтении 16 декабря 2016 года законопроект вызвал серьезные замечания. Это риски, связанные с возможными ценовыми последствиями изменений в теплоэнергетике, злоупотреблениями со стороны ЕТО, монополизацией теплоснабжения на территории городов и поселений в ценовых зонах, ослаблением роли муниципалитетов в управлении теплоснабжением, при сохранении ответственности за его безопасность и надежность.
Комитет по энергетики при подготовке законопроекта ко 2-му чтению создал рабочую группу, провел обсуждение законопроекта с фракциями и комитетами-соисполнителями, с руководством Совета Федерации, состоялись «круглый стол» и парламентские слушания по обсуждению содержания законопроекта. Все поступившие к законопроекту поправки, также как и рекомендации парламентских слушаний, были тщательно проработаны и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В результате, текст ко второму чтению претерпел существенные изменения. В документе усилен антимонопольный контроль за деятельностью ЕТО, для чего добавлена новая статья об антимонопольном регулировании и контроле в сфере теплоснабжения, содержащая критерии и процедуры антимонопольного регулирования деятельности ЕТО в условиях ее монопольного положения. Положение ЕТО признается доминирующим в сфере теплоснабжения. Объектами контроля являются цены, распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдение правил заключения договоров в сфере теплоснабжения.
Предусмотрены дополнительные механизмы сглаживания ценовых последствий от перехода на новую модель рынка тепловой энергии. Предоставлена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже «альтернативной котельной» по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом Правительством России.
Описаны механизмы синхронизации работы систем теплоснабжения в условиях использования различных механизмов инвестирования в новой модели рынка тепловой энергии. Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, в части контроля за деятельностью ЕТО, а также - регламентация деятельности ЕТО для снижения риска конфликтов между ЕТО и ее контрагентами, а также ответственность ЕТО.
По мнению председателя Комитета по энергетике Павла Завального, законопроект в его нынешнем виде может решить главную задачу, стоящую перед отраслью – задачу модернизации системы централизованного теплоснабжения, «сделать целевую модель рынка тепла более гибкой и пригодной для практической реализации».
Источник: www.rosteplo.ru